Положение о воинском учете
07.12.2021
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2006 г. N 719
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ
(в редакции Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 14.02.2009 N 128, от 06.10.2011 N 824, от 22.12.2011 N 1092, от 22.03.2012 N 228, от 15.10.2014 N 1054, от 21.04.2016 N 333, от 29.12.2016 N 1540, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 16.03.2019 N 274, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103, от 21.05.2020 N 723, от 20.07.2020 N 1077, от 29.12.2020 N 2346, от 15.03.2021 N 372, от 14.10.2021 N 1746,
с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558)
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о воинском учете.
2. Министерству обороны Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в I полугодии 2007 г. привести в соответствие с настоящим Постановлением ведомственные нормативные правовые акты.
3. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092.
4. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 "Об утверждении Положения о воинском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 192);
пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 599 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 34, ст. 3294);
пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 91 "Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 654);
пункт 34 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);
пункт 21 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 51 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 663);
пункт 14 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 847 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 297).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2006 г. N 719
ПОЛОЖЕНИЕ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ
(в редакции Постановлений Правительства РФ от 16.04.2008 N 277, от 14.02.2009 N 128, от 06.10.2011 N 824, от 22.12.2011 N 1092, от 22.03.2012 N 228, от 15.10.2014 N 1054, от 21.04.2016 N 333, от 29.12.2016 N 1540, от 27.06.2017 N 754, от 01.08.2018 N 896, от 16.03.2019 N 274, от 09.10.2019 N 1302, от 06.02.2020 N 103, от 21.05.2020 N 723, от 20.07.2020 N 1077, от 29.12.2020 N 2346, от 15.03.2021 N 372, от 14.10.2021 N 1746,
с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 31.07.2013 N АКПИ13-558)
I. Общие положения
1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности, определяет порядок организации воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.
Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета).
Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений, органах местного самоуправления муниципальных округов и органах местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
2. Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
3. Основными задачами воинского учета являются:
а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;
б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
4. Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
5. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
6. Должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций обеспечивают исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами муниципальных образований (далее - военные комиссариаты).
За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.
Порядок организации воинского учета граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, определяется руководителями этих федеральных органов исполнительной власти.
8. В поселениях, муниципальных и городских округах, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации. За состояние первичного воинского учета отвечают руководители этих органов.
9. Воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Министерством обороны Российской Федерации.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
10. Число работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, определяется с учетом следующих норм:
а) 1 работник - при наличии на воинском учете до 1500 граждан;
б) 1 работник на каждые последующие 1500 граждан, состоящих на воинском учете.
11. Число работников, осуществляющих воинский учет в органах местного самоуправления, определяется с учетом следующих норм:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан;
в) 1 освобожденный работник на каждую последующую 1000 граждан, состоящих на воинском учете.
12. Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом следующих норм:
а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
в) 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
13. Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего отчетному, с применением норм, указанных в пунктах 10 - 12 настоящего Положения.
При наличии в органах местного самоуправления или организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.
14. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
мужского пола, пребывающие в запасе;
уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
успешно завершившие обучение в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса или в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедшие альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению N 1.
15. Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";
б) проходящие военную службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
16. Воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.
Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.
В отношении военнообязанных, работающих в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых законом предусмотрена военная служба, состоящих на общем воинском учете, военные комиссариаты при наличии заявок указанных федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) составляют планы по направлению их для работы на должностях гражданского персонала в этих органах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
17. Первичный воинский учет органами местного самоуправления осуществляется по документам первичного воинского учета:
а) для призывников - по картам первичного воинского учета призывников;
б) для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса - по алфавитным карточкам и учетным карточкам;
в) для офицеров запаса - по карточкам первичного учета.
18. Документы первичного воинского учета заполняются на основании следующих документов:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета)* или справка взамен военного билета - для военнообязанных.
19. Документы первичного воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданах:
а) фамилия, имя и отчество;
б) дата рождения;
в) место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания;
г) семейное положение;
д) образование;
е) место работы (учебы);
ж) годность к военной службе по состоянию здоровья;
з) основные антропометрические данные;
и) наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
к) наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
л) наличие бронирования военнообязанного за органом государственной власти, органом местного самоуправления или организацией на периоды мобилизации, военного положения и в военное время;
м) наличие отсрочки от призыва на военную службу у призывника с указанием нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (подпункта, пункта, статьи), в соответствии с которой она предоставлена, даты заседания призывной комиссии, предоставившей отсрочку от призыва на военную службу, и номера протокола;
н) пребывание в мобилизационном людском резерве.
20. При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
21. В целях организации и обеспечения сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) осуществляют первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории;
б) выявляют совместно с органами внутренних дел граждан, проживающих или пребывающих (на срок более 3 месяцев), в том числе не имеющих регистрации по месту жительства и (или) месту пребывания, на их территории и подлежащих постановке на воинский учет;
в) ведут учет организаций, находящихся на их территории, и контролируют ведение в них воинского учета;
г) ведут и хранят документы первичного воинского учета в машинописном и электронном видах в порядке и по формам, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.
22. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах первичного воинского учета, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета, органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) сверяют не реже 1 раза в год документы первичного воинского учета с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов и организаций, а также с карточками регистрации или домовыми книгами;
б) своевременно вносят изменения в сведения, содержащиеся в документах первичного воинского учета, и в 2-недельный срок сообщают о внесенных изменениях в военные комиссариаты по форме, определяемой Министерством обороны Российской Федерации;
в) разъясняют должностным лицам организаций и гражданам их обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль их исполнения, а также информируют об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) представляют в военные комиссариаты сведения о случаях неисполнения должностными лицами организаций и гражданами обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
23. В целях организации и обеспечения постановки граждан на воинский учет органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) проверяют наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок в документах воинского учета о снятии граждан с воинского учета по прежнему месту жительства, отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военных билетах отметок об их вручении);
б) заполняют карточки первичного учета на офицеров запаса. Заполняют (в 2 экземплярах) алфавитные карточки и учетные карточки на прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса. Заполняют карты первичного воинского учета призывников. Заполнение указанных документов производится в соответствии с записями в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов), справках взамен военных билетов и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, и другие необходимые сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
в) представляют военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), справки взамен военных билетов, персональные электронные карты, алфавитные и учетные карточки прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса, удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, карты первичного воинского учета призывников, а также паспорта граждан Российской Федерации с отсутствующими в них отметками об отношении граждан к воинской обязанности в 2-недельный срок в военные комиссариаты для оформления постановки на воинский учет. Оповещают призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для постановки на воинский учет. Кроме того, информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета и мобилизационных предписаниях граждан исправлениях, неточностях, подделках и неполном количестве листов. В случае невозможности оформления постановки граждан на воинский учет на основании представленных ими документов воинского учета органы местного самоуправления оповещают граждан о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета выдают расписки;
г) делают отметки о постановке граждан на воинский учет в карточках регистрации или домовых книгах.
24. В целях организации и обеспечения снятия граждан с воинского учета органы местного самоуправления и их должностные лица:
а) представляют в военные комиссариаты документы воинского учета и паспорта в случае отсутствия в них отметок об отношении граждан к воинской обязанности для соответствующего оформления указанных документов. Оповещают офицеров запаса и призывников о необходимости личной явки в соответствующий военный комиссариат для снятия с воинского учета. У военнообязанных, убывающих за пределы муниципального образования, решениями военных комиссаров муниципальных образований могут изыматься мобилизационные предписания, о чем делается соответствующая отметка в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или справках взамен военных билетов. В случае необходимости уточнения военно-учетных данных военнообязанных их оповещают о необходимости личной явки в военные комиссариаты. При приеме от граждан документов воинского учета и паспортов выдают расписки;
б) производят в документах первичного воинского учета, а также в карточках регистрации или в домовых книгах соответствующие отметки о снятии с воинского учета;
в) составляют и представляют в военные комиссариаты в 2-недельный срок списки граждан, убывших на новое место жительства за пределы муниципального образования без снятия с воинского учета;
г) хранят документы первичного воинского учета граждан, снятых с воинского учета, до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата, после чего уничтожают их в установленном порядке.
25. Органы местного самоуправления ежегодно, до 1 февраля, представляют в соответствующие военные комиссариаты отчеты о результатах осуществления первичного воинского учета в предшествующем году.
26. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления первичного воинского учета проводится органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и соответствующими военными комиссариатами в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Показатели, по которым оценивается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению первичного воинского учета, и критерии оценки их деятельности определяются Министерством обороны Российской Федерации.
III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
27. Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее - учетные документы).
28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета - для военнообязанных.
29. При осуществлении воинского учета организации исполняют обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
30. В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы (учебы) работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
б) заполняют учетные документы в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации) (учебы), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации;
д) выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу (поступлении в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) их с работы (из образовательной организации) сведения по форме согласно приложению N 2 для постановки на воинский учет по месту пребывания (учебы) в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.
31. В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в учетных документах граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:
а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы (учебы) и (или) по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
б) ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
32. В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:
а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учете, содержащиеся в учетных документах, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
е) вносят в учетные документы сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;
ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
33. Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии оценки деятельности указанных организаций определяются Министерством обороны Российской Федерации.
IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
34. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта года достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях определения:
количества граждан мужского пола, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении 18-летнего возраста;
качественной характеристики граждан, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по следующим критериям:
годность к военной службе по состоянию здоровья;
уровень образования;
профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
наличие гражданских специальностей;
наличие судимости;
предварительное распределение граждан по видам, родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войскам национальной гвардии, воинским формированиям и органам.
Военный комиссариат субъекта Российской Федерации с получением указаний штаба военного округа (Северного флота) в год, предшествующий году первоначальной постановки на воинский учет:
до 1 декабря согласовывает с руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья порядок и сроки привлечения врачей-специалистов и медицинских работников со средним медицинским образованием для медицинского освидетельствования граждан, подлежащих постановке на воинский учет, а также перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, в которых будет проводиться амбулаторное или стационарное медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет;
до 10 декабря представляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на утверждение проект решения о создании комиссий по постановке граждан на воинский учет с указанием их персонального состава, а также перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения, в которых будет проводиться амбулаторное или стационарное медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет;
до 15 декабря согласовывает с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) план проведения в военных комиссариатах инструкторско-методических сборов с врачами-специалистами, включенными в составы комиссий по постановке граждан на воинский учет;
согласовывает с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан в образовательных организациях;
после обобщения, рассмотрения и анализа отчетных данных о проведенной постановке граждан на воинский учет информирует высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об итогах этой работы.
По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организуются, обеспечиваются и проводятся в военных комиссариатах инструкторско-методические сборы с врачами-специалистами, включенными в составы комиссий по постановке граждан на воинский учет.
Программа и сроки проведения инструкторско-методических сборов согласовываются с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и утверждаются военным комиссаром субъекта Российской Федерации.
Военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) в год, предшествующий году первоначальной постановки на воинский учет:
до 1 сентября:
представляет военному комиссару субъекта Российской Федерации проект плана по подготовке и проведению первоначальной постановки граждан на воинский учет, согласованный с главой муниципального образования;
разрабатывает перечень органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета граждан, организаций (образовательных организаций), находящихся в пределах административных границ муниципального образования согласно приложению N 4;
до 15 сентября запрашивает и обеспечивает получение не позднее 1 ноября:
от органов внутренних дел - сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, необходимые для занесения в документы воинского учета.
Запросы о представлении указанных сведений и ответы на них направляются с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия при наличии технической возможности.
В случае отсутствия технической возможности запрос и ответ на него направляются на бумажном носителе по форме согласно приложению N 5;
от органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета граждан, - списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по форме согласно приложению N 6;
от организаций (образовательных организаций) - списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, по форме согласно приложению N 6 и заполненные анкеты на этих граждан по форме согласно приложению N 7;
до 20 сентября запрашивает и обеспечивает получение не позднее 5 ноября от:
медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы - сведения о гражданах, характеризующие состояние их здоровья, в том числе о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), медицинские карты пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, истории болезни, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы), а также иные сведения, необходимые для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих постановке на воинский учет;
федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы - сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами;
центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, - педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья;
федеральных судов и мировых судей - списки лиц, в отношении которых вступили в законную силу приговоры;
органов внутренних дел - сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения;
органов местного самоуправления - сведения о должностных лицах для включения в состав комиссии по постановке граждан на воинский учет;
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или медицинских организаций, находящихся в его ведении, - сведения о врачах-специалистах и медицинских работниках со средним медицинским образованием для включения в состав комиссии по постановке граждан на воинский учет;
до 1 октября представляет заявку в военный комиссариат субъекта Российской Федерации на определение перечня медицинских организаций, в которых будет проводиться медицинское освидетельствование граждан в период работы комиссии по постановке граждан на воинский учет, а также выделение врачей-специалистов и медицинских работников со средним медицинским образованием для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Кроме того, выясняет, какие врачи-специалисты отсутствуют для проведения медицинского освидетельствования. В случае отсутствия врачей-специалистов докладывает военному комиссару субъекта Российской Федерации о том, какие специалисты отсутствуют;
до 1 декабря представляет военному комиссару субъекта Российской Федерации предложения по персональному составу членов комиссии по постановке граждан на воинский учет, согласованные с руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и главой муниципального образования;
до 15 декабря в целях выявления граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляет сверку сведений, представленных организациями (образовательными организациями) и проверяет с выездом в организации (образовательные организации) или с приглашением в военный комиссариат должностных лиц организаций (образовательных организаций), отвечающих за ведение воинского учета, соответствие данных учетных документов, которые ведутся по месту работы (учебы) граждан, с представленными в военный комиссариат списками.
Сверка сведений в образовательных организациях может осуществляться с проверкой личных дел учащихся.
При выявлении лиц, не внесенных в списки (приложение N 6 к настоящему Положению), запрашивает у органов внутренних дел и организаций (образовательных организаций) сведения, предусмотренные приложением N 5 к настоящему Положению, для включения таких лиц в сводный список.
При этом информация о месте работы (учебы), занимаемой должности (курсе, классе) и фактическом месте проживания запрашивается в организации (образовательной организации).
В запросе военного комиссариата об уточнении информации о регистрации гражданина по месту жительства (месту пребывания) указывается фамилия, имя, отчество гражданина, дата рождения, серия и номер его паспорта;
до 25 декабря разрабатывает график работы комиссии (комиссий) по постановке граждан на воинский учет.
Органы местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, представляют в военный комиссариат ежегодно, до 1 октября, списки граждан мужского пола, достигших возраста 15 лет, и граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, предусмотренные приложением N 6 к настоящему Положению.
Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится на основании именных списков повестками военного комиссариата по форме согласно приложению N 8 (далее - повестка).
Оповещение граждан, подлежащих постановке на воинский учет, осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет.
Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или должностными лицами органов местного самоуправления, на которых возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных организациях.
В целях организованного проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет военным комиссаром по согласованию с руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, муниципального образования назначается день явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет учащихся (класса, группы), а также время и место проведения профессионального психологического отбора.
Постановка на воинский учет осуществляется только при личной явке гражданина в военный комиссариат (на призывной пункт). При этом в целях оформления документов воинского учета гражданином представляются следующие документы:
паспорт, свидетельство о рождении и их копии;
свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания) - при наличии;
выписка из домовой (поквартирной) книги;
справка с места работы или учебы;
документ об образовании и (или) о квалификации и его копия;
медицинские документы о состоянии здоровья и их копии (при наличии жалоб гражданина);
для имеющих первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта - соответствующее удостоверение и его копия;
для прошедших подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях - справка (удостоверение) о прохождении подготовки в этих объединениях (организациях) и их копии;
фотографии размером 3 4 - 6 штук.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
Проведение мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами при первоначальной постановке на воинский учет организуется военным комиссариатом.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору для граждан, обучающихся в образовательных организациях, по согласованию с руководителями образовательных организаций могут проводиться заблаговременно.
По результатам профессионального психологического отбора выносится заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военных образовательных организациях высшего образования, поступлению на военную службу по контракту и выработке рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и распределению по воинским должностям.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию (лечению) при первоначальной постановке на воинский учет граждан осуществляется медицинскими организациями по направлению военного комиссариата по форме согласно приложению N 9. Направление подписывается военным комиссаром и заверяется печатью военного комиссариата. Гражданину вручается повестка о явке на повторное медицинское освидетельствование и заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При направлении гражданина на медицинское обследование (лечение) при необходимости ему выдается извещение по форме согласно приложению N 10.
Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет после определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья и при наличии соответствующих документов под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняется порядок воинского учета и ответственность за его нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии с вручением повестки.
В конце каждого рабочего дня председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет обязан лично проверить все ли граждане, которые были вызваны, явились на заседание комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на заседание комиссии (организации их розыска).
По завершении работы комиссии по постановке граждан на воинский учет военный комиссар в 10-дневный срок информирует главу муниципального образования (глав муниципальных образований) об итогах первоначальной постановки граждан на воинский учет, составляет и согласовывает с ним (с ними) графики вызова в военный комиссариат должностных лиц, отвечающих за ведение воинского учета в органах местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, и должностных лиц организаций (образовательных организаций) для проведения в апреле - июне сверки имеющихся в военном комиссариате учетных данных на граждан, первоначально поставленных на воинский учет, с учетными данными этих органов (организаций).
По результатам сверки составляется акт по форме согласно приложению N 11.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, граждан мужского пола, не поставленных по каким-либо причинам на воинский учет в установленные сроки, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года. Заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет по рассмотрению вопроса о первоначальной постановке этих граждан на воинский учет после 31 марта проводится, как правило, не реже 2 раз в месяц.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и изъявивших желание проходить военную службу по призыву на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии, воинских формированиях и органах, осуществляется военными комиссариатами по месту пребывания указанных граждан при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет принимает решение о постановке гражданина на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации
35. Воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям.
Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.
В отношении сотрудников подразделений полиции, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, порядок предоставления сведений и оформление документов воинского учета определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Для исчисления выслуги лет, присвоения первого специального звания, назначения пенсии при увольнении сотрудников уголовно-исполнительной системы военные комиссариаты по мотивированным ходатайствам, подписанным руководителем Федеральной службы исполнения наказаний, начальниками территориальных органов уголовно-исполнительной системы, направляют в указанные учреждения и органы личные дела военнообязанных сотрудников. Работа с личными делами в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не должна превышать 1 месяц с момента получения личных дел. По истечении указанного срока личные дела возвращаются в военные комиссариаты в установленном порядке.
36. Документы воинского учета военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, хранятся в военных комиссариатах в местах, исключающих доступ к ним посторонних лиц, в опечатанном виде. Работа с указанными документами разрешается только лицам, определяемым приказом военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).
При увольнении граждан со службы органы внутренних дел, органы управления, подразделения (органы) и организации войск национальной гвардии, Государственная противопожарная служба, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации письменно извещают военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан об этом с указанием основания увольнения.
37. Руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организаций войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений.
38. Контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и военные комиссариаты.
VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях
39. Воинский учет граждан по месту их пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденному регистрацией по месту пребывания, или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.
40. Граждане, работающие на морских и речных судах, имеющие место жительство или место пребывания в населенных пунктах, к портам которых приписаны эти суда, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания. Граждане, работающие на морских и речных судах, состоят на воинском учете по месту работы в кадровых органах соответствующих пароходств, управлений, баз флотов и флотилий.
В случае перебазирования морских и речных судов на период зимней навигации из портов приписки в другие порты граждане, работающие на этих судах, остаются на воинском учете в кадровых органах, где они ранее состояли на воинском учете.
41. Граждане, убывающие на работу в Антарктиду или на острова Северного Ледовитого океана, с воинского учета по месту жительства не снимаются, а военный билет, справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче) сдают на хранение в кадровые органы организаций, направивших их на работу в эти районы. Кадровые органы сообщают в военные комиссариаты о гражданах, направленных на работу в указанные районы.
При возвращении эти граждане получают документы и справку с указанием места работы и продолжительности пребывания в Антарктиде или на островах Северного Ледовитого океана для представления в военный комиссариат.
42. Постановку на воинский учет и снятие с воинского учета граждан, работающих в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, по решению соответствующего военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) разрешается производить без явки граждан в органы, осуществляющие воинский учет. При этом документы граждан, подлежащих постановке на воинский учет или снятию с воинского учета, доставляются в органы, осуществляющие воинский учет, администрацией организаций, в которых работают эти граждане.
43. Граждане, работающие на гидрометеостанциях, расположенных на островах и в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера и Дальнего Востока, состоят на воинском учете в военных комиссариатах по месту нахождения управлений гидрометеослужбы и арктических радиометеоцентров.
44. Граждане, работающие в полевых геологических и топографо-геодезических организациях, в поисковых, разведочных, съемочных, гидрогеологических, геофизических, лесо- и землеустроительных экспедициях, партиях и отрядах, на линейных строительно-монтажных и специализированных поездах, на путевых и машинных станциях, в передвижных механизированных и специализированных колоннах, в тоннельных, мостостроительных, плавучих отрядах (участках), в строительно-монтажных и пусконаладочных организациях, в управлениях механизации и подводно-технических работ, а также в других приравненных к ним организациях и не проживающие постоянно в местах работы, состоят на воинском учете в органах, осуществляющих воинский учет по месту нахождения этих организаций.
45. Постановка на воинский учет граждан, принимаемых на работу в указанные организации, или снятие с воинского учета граждан, увольняемых с работы, может осуществляться администрацией этих организаций.
VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации
46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.
В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.
Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.
47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.
VIII. Документы воинского учета
48. Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных карт и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Обеспечение указанными бланками управлений кадров и штабов военных округов и Северного флота осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Перечень и формы документов воинского учета в Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Службе внешней разведки Российской Федерации определяются руководителями указанных федеральных органов исполнительной власти.
49. В паспортах граждан Российской Федерации военными комиссариатами и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации (только при замене в установленном порядке паспортов граждан Российской Федерации) производятся отметки об их отношении к воинской обязанности в порядке и по образцам, которые установлены Министерством обороны Российской Федерации.
IX. Обязанности граждан по воинскому учету
50. Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:
а) состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, в военном комиссариате, а в поселении, муниципальном или городском округе, на территориях которых отсутствуют военные комиссариаты, а также в отдельных населенных пунктах муниципальных округов, на территориях которых имеются военные комиссариаты (за исключением населенных пунктов, на территориях которых воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами), - в органах местного самоуправления. При этом граждане, не имеющие регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждане, прибывшие на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеющие регистрации по месту пребывания, для постановки на воинский учет представляют заявление по форме согласно приложению N 3 и сведения по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Положению. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных федеральных органах исполнительной власти;
б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;
в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания для постановки на воинский учет;
г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы (учебы) или должности;
д) сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, или возвращении в Российскую Федерацию;
е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также персональную электронную карту (при наличии в документе воинского учета отметки о ее выдаче), а в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
51. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту пребывания.
52. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
В период мобилизации и в военное время выезд граждан, состоящих на воинском учете, с места жительства или места пребывания производится с разрешения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) по письменным заявлениям граждан с указанием причины убытия и нового места жительства или места пребывания.
53. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу, производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и нового места жительства или места пребывания.
X. Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету
54. Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XI. Стимулирование воинского учета
55. Стимулирование работников, осуществляющих воинский учет в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях, а также должностных лиц военных комиссариатов субъектов Российской Федерации и военных комиссариатов проводится по итогам смотра-конкурса на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации в области мобилизационной подготовки.
_____________________________
* Выдается в случае отсутствия документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Положению о воинском учете
ПЕРЕЧЕНЬ ВОЕННО-УЧЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПОЛУЧАЮТ ВОЕННО-УЧЕТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПОДЛЕЖАТ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
I. Военно-учетные специальности
Военно-учетные специальности, полученные гражданами женского пола при прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба.
II. Профессии, специальности и направления подготовки, полученные в образовательных организациях и других организациях, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
1. Связь
Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Монтажник оборудования связи, монтажник связи - антенщик, монтажник связи - кабельщик, монтажник связи - линейщик, монтажник связи - спайщик, оператор связи, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий, электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи, электромонтер приемопередающей станции спутниковой связи, радист-радиолокаторщик, радиотелеграфист, радиотехник, телеграфист, телефонист, электрофотограф, фотолаборант.
Специальности среднего профессионального образования
Твердотельная электроника, электронные приборы и устройства, радиоаппаратостроение, сети связи и системы коммутации, многоканальные телекоммуникационные системы, радиосвязь, радиовещание и телевидение, радиотехнические информационные системы, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов, аудиовизуальная техника, техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов.
Специальности и направления подготовки высшего образования
Радиотехника, радиоэлектронные системы и комплексы.
2. Вычислительная техника
Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин.
Специальности среднего профессионального образования
Компьютерные сети, информационные системы (по отраслям), программирование в компьютерных системах.
Специальности и направления подготовки высшего образования
Информатика и вычислительная техника.
3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология
Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Оптик, оптик-механик.
Специальности среднего профессионального образования
Гидрология, метеорология, прикладная геодезия, аэрофотогеодезия.
Специальности и направления подготовки высшего образования
Гидрометеорология, геодезия.
4. Медицина
Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Дезинфектор, оператор дезинсекционных установок, рентгеномеханик.
Специальности среднего профессионального образования
Лечебное дело, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика, стоматология ортопедическая, стоматология профилактическая.
Специальности и направления подготовки высшего образования
Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело.
5. Полиграфия
Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Гравер, гравер валов, гравер печатных форм, гравер шрифта, фотоцинкограф.
Профессии среднего профессионального образования
Наладчик полиграфического оборудования.
Специальности среднего профессионального образования
Издательское дело.
Специальности и направления подготовки высшего образования
Технология полиграфического и упаковочного производства.
6. Картография
Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Гравер оригиналов топографических карт.
Специальности среднего профессионального образования
Картография.
Специальности и направления подготовки высшего образования
Картография и геоинформатика.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Положению о воинском учете
(форма)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Положению о воинском учете
(форма)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Положению о воинском учете
(форма)
ПОЯСНЕНИЯ
по ведению перечня
Перечень составляется в военном комиссариате и подписывается военным комиссаром.
Все исправления в перечне должны быть заверены.
Перечень должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью, зарегистрирован в военном комиссариате.
Срок хранения перечня - 3 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Положению о воинском учете
(форма)
ПОЯСНЕНИЯ
по заполнению сведений
Орган внутренних дел представляет сведения в военный комиссариат в электронном виде или на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности).
Сведения, содержащиеся в графах 2 - 5, заполняются должностными лицами военных комиссариатов без сокращений в алфавитном порядке.
Сведения подписываются руководителем органа внутренних дел и заверяются печатью.
Все исправления в сведениях должны быть заверены должностным лицом, подписавшим их, и печатью организации.
В графе 11 указывается порядковый номер сводного списка.
Сведения должны быть зарегистрированы, пронумерованы, сформированы в отдельное дело.
Срок хранения сведений - 3 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к Положению о воинском учете
(форма)
ПОЯСНЕНИЯ
по заполнению списка
Органы местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, организации и образовательные организации формируют и представляют список в военный комиссариат на бумажном носителе и в электронном виде. Кроме того, орган местного самоуправления, на который возложено ведение первичного воинского учета граждан, представляет в электронном виде карты первичного воинского учета призывников на всех граждан, включенных в список.
Список заполняется без сокращений в алфавитном порядке. В список включаются все граждане, которым в год первоначальной постановки на воинский учет исполняется 17 лет, независимо от отбывания наказания в местах лишения свободы, состояния здоровья, места постоянного или временного проживания.
В список также включаются (отдельным разделом в конце списка) граждане старших возрастов, не поставленные ранее на воинский учет. Их год рождения указывается в графе 6.
Список подписывается уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем организации (образовательной организации) и заверяется соответствующей печатью.
Все исправления в списках должны быть заверены должностным лицом, подписавшим список, и печатью.
Приложением к списку руководители организаций (образовательных организаций) представляют в военный комиссариат заполненные анкеты на этих граждан.
В графе 13 в списке, полученном от организации (образовательной организации), проставляется порядковый номер гражданина, номер и дата входящего документа, за которым зарегистрирован список, полученный от органа местного самоуправления.
В графе 13 списка, полученного от органа местного самоуправления, указывается порядковый номер сводного списка.
В случае если гражданин внесен в список, полученный от организации (образовательной организации), и не имеет регистрации по месту жительства (месту пребывания), в графе 13 списка указывается порядковый номер сводного списка.
Списки в военном комиссариате должны быть зарегистрированы, пронумерованы, сформированы в отдельное дело.
Срок хранения списков - 3 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 7
к Положению о воинском учете
(форма)
ПОЯСНЕНИЯ
по заполнению анкеты
Ответы в анкете должны быть максимально объективными. В пунктах 2, 5 - 11 имеются краткие варианты ответов. При работе с этими пунктами необходимо внимательно ознакомиться с их содержанием, выбрать и подчеркнуть нужный вариант ответа, дать его краткую характеристику, а также указать соответствующие дополнительные сведения, если они имеются.
Категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнить анкету.
В пункте 1 указываются 1-3 учебные дисциплины, к которым гражданин имеет выраженный интерес, отдает им предпочтение.
В пункте 2 отмечается успеваемость по основным предметам, успешность в трудовой деятельности. Если учащийся учится в среднем на "хорошо" и "отлично", то подчеркнуть слово "высокая", если на "хорошо" и "удовлетворительно", то подчеркнуть слово "средняя", если на "удовлетворительно" и "неудовлетворительно", то подчеркнуть слово "низкая".
В пункте 3 приводятся сведения об увлечениях и интересах гражданина, которым он посвящает свое свободное время. Необходимо перечислить названия факультативов, школьных кружков, курсов, спортивных секций, где занимается (занимался) гражданин, а также указать основные результаты этих занятий. Указать виды спорта, которыми увлекается гражданин, и если имеется - спортивный разряд. В строке "другое" отразить увлечения, не вошедшие в предыдущие разделы, например, занимается чем-либо самостоятельно или в домашних условиях и т.п.
В пункте 4 отражаются сведения об олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, военно-спортивных играх, в которых гражданин участвовал, уровень этих мероприятий (школьный, муниципальный, региональный, общероссийский), а также результаты этого участия (какое индивидуальное или командное место занял, является лауреатом, дипломантом, установил рекорд школы, области и т.п.).
В пункте 5 отмечается отношение к выполнению учебных (производственных) задач и проявление инициативы при этом. Необходимо выбрать соответствующую характеристику в каждой паре (добросовестное или пренебрежительное; инициативное или без проявления инициативы) и подчеркнуть. При наличии каких-либо особенностей (например, отрицательно относится к каким-либо конкретным заданиям и т.п.) - отразить их.
В пункте 6 отражаются особенности состояния здоровья гражданина и отсутствие его на рабочем (учебном) месте по состоянию здоровья. В случаях частого или продолжительного отсутствия подчеркнуть "да", при отсутствии подобного подчеркнуть "нет". При наличии каких-либо важных особенностей, связанных с состоянием здоровья гражданина (например, пропусков по болезни не было совсем, требуются какие-либо ограничения в производственной или учебной деятельности и т.п.), - отразить их.
В пункте 7 указываются особенности поведения гражданина в учебном (трудовом) коллективе, чем он отличается от окружающих. При наличии характерных отличий подчеркнуть слово "да" и выбрать (подчеркнуть) отличающие признаки в отношении учебы, работы, дисциплины, общения в коллективе. При наличии каких-либо других важных отличительных характеристик - указать их. Если гражданин не имеет каких-либо ярких отличий, ведет себя "как все", является "середнячком", то подчеркнуть слово "нет".
В пункте 8 отмечаются особенности участия в общественной жизни учебного (трудового) коллектива (активно участвует, проявляя при этом организаторские способности; принимает активное участие как исполнитель; избегает участия, участвует с неохотой; отказывается выполнять какие-либо общественные обязанности).
В пункте 9 отмечается место, занимаемое в учебном (производственном) коллективе: лидер - является официальным (староста класса, группы, командир отряда, отделения и т.п.); неформальным лидером, имеет высокий авторитет; неформальный лидер - имеет авторитет и влияние, руководит неформальной группой; ведомый член коллектива - принимает и выполняет решения, предложенные лидером; изолирован от коллектива - стремится быть полезным коллективу, но находится в изоляции, не принят коллективом; индивидуалист - не зависит от коллектива, действует по принципу "я сам по себе", самодостаточен.
В пункте 10 отражаются специальные способности гражданина (математические, технические, музыкальные, художественные и т.п.), которые он проявил в процессе обучения или трудовой деятельности.
В пункте 11 отражается характерная реакция гражданина на замечания старших. Необходимо выбрать и подчеркнуть, предпринимает ли гражданин действия по устранению недостатков или же игнорирует замечания, не предпринимая никаких действий. Также указываются особенности его эмоциональных проявлений в таких ситуациях (выбрать из приведенного списка и подчеркнуть).
В пункте 12 требуется перечислить наиболее характерные черты личности, например, одна из характеристик следующих пар: спокойный - раздражительный; уверенный в себе - неуверенный; эгоистичный - альтруистичный, волевой - безвольный; оптимистичный - пессимистичный; трудолюбивый - склонный к безделью; конфликтный - склонный к компромиссам; организованный (самодисциплинированность) - неорганизованный и др.
В пункте 13 указывается склонность гражданина к определенной профессиональной деятельности, любимые виды труда, отсутствие или неустойчивость профессиональных интересов.
В пункте 14 отражаются особенности подготовки гражданина к военной службе: в объеме программы образовательной организации (при обучении в соответствующей образовательной организации - указать наименование); в объеме программы образовательной организации, имеющей целью подготовку граждан к военной службе (при обучении - указать наименование); в объеме программы военно-патриотического (военно-спортивного) объединения (при посещении такого объединения, центра, клуба и т.п. - указать их наименования).
Заполненные анкеты заверяются подписью руководителя и печатью образовательной организации с указанием должности, фамилии руководителя и даты.
Данные, содержащиеся в анкете, заносятся в лист изучения призывника.
В адрес образовательных организаций, в которых учатся (работают) граждане, военным комиссаром направляются бланки анкет с запросами согласно приложению.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к анкете
ПРИЛОЖЕНИЕ N 8
к Положению о воинском учете
(форма)
ПОЯСНЕНИЯ
по ведению учета и регистрации повесток для вызова граждан на комиссию по постановке на воинский учет
Учет и регистрация повесток осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, и выдачи им повесток.
Серия повестки образуется из наименования субъекта Российской Федерации и наименования муниципального образования (пример: СК, где С - Свердловская область, К - Кировский район), первые 2 цифры номера повестки соответствуют региону, 3-я и 4-я - двум последним цифрам года проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет, последующие 5 цифр - порядковому номеру по книге учета. Пример: 662100001, где 66 - Свердловская область, 21 - 2021 год проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет, 00001 - порядковый номер по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, и выдачи им повесток.
Повестка подписывается военным комиссаром и заверяется печатью военного комиссариата.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 9
к Положению о воинском учете
(форма)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 10
к Положению о воинском учете
(форма)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 10
к Положению о воинском учете
(форма)
НОВОЕ в трудовом законодательстве >>
Хотите доступ в закрытые разделы сайта?
Там тысячи образцов кадровых документов, консультаций и статей по кадровому делу, тома книг по кадрам, записи семинаров, курс основ кадрового делопроизводства, все наши пошаговые инструкции и многое другое.
Тогда подписывайтесь на журнал "Кадровик-практик" >> Подписка Вам откроет все доступы. Это всего примерно 10 руб. в день
Вам также помогут в работе:
Книги по кадровому делопроизводству Книги по 1С Программы 1С Журналы регистрации и книги учета для кадровых служб
Бесплатные ресурсы
Пошаговые инструкции
Образцы документов
Статьи и консультации
Разъяснения Роструда, НПА
Подпишитесь на наши рассылки:
- новые публикации,
- новости законодательства
Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству
Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их
Фотообои с производственным календарем на 2024 год
Опросы по сложным вопросам кадровой практики