Сокращение. Отказ от предлагаемой должности
Не оставляйте в сообщениях активных ссылок на другие ресурсы.
Участники, которые на форуме активно и грамотно отвечают на вопросы коллег, получают подписку на журнал "Кадровик-практик" в подарок
02.02.2012 15:08:22 Большое спасибо. Все понятно. Тогда еще моментик... Я являюсь пенсионером и как уже понял, сокращаюсь. Все ли мне положены выплаты как пенсионеру и что необходимо мне сделать в службе занятости. | |
02.02.2012 15:59:59 При сокращении численности или штата работников в последний день работы работодатель не прощается с работником, так как трудовым законодательством предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все четко и понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством путем назначения им пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка? В силу ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Существует две точки зрения. Одни специалисты полагают: так как в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (далее - Порядок). Из п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. В итоге служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. А выплаты сокращенному пенсионеру работодатель будет производить не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС ЦО в Постановлении от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, к каковым пенсионеры не относятся. К такому же выводу пришли ФАС ПО в Постановлении от 04.04.2006 по делу N А12-14930/05-С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу N А40-53171/06-145-310. Другие считают, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются и на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС ВВО в Постановлении от 20.12.2007 по делу N А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону. Также некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. Однако судебная практика показывает, что под исключительностью следует понимать совершенно другое. Например, в Постановлении ФАС ПО от 05.07.2007 по делу N А12-20261/06 указано, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения имеющихся вакансий и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем суды учитывают, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии. Обратим внимание читателей на то, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС в Постановлениях от 19.02.2008 N 11725/07 и N 13647/07 указал, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возникают из трудовых отношений, следовательно, неподведомственны арбитражным судам. На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему. Действительно, ст. 178 ТК РФ каких-либо особенностей в отношении работников-пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 просто нельзя. На сегодняшний момент органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно, учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров в целях поиска подходящей работы (п. 2 Порядка). Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в указанных целях предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска работы принять решение о признании гражданина безработным <1>. При этом ни Порядком, ни Законом N 1032-1 возможность продления срока # Удалено # безработного гражданина в статусе ищущего работу не предусмотрена. -------------------------------- <1> На основании п. 1 ст. 3 Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Но из содержания п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. Поэтому служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Таким образом, за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера или в приравненной к нему местности, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ. | |
02.02.2012 16:44:44 Спасибо Вам!!! | |
03.02.2012 22:54:14 Здравствуйте. Прокунсультируйте, пожайлуста. Сокращают четырех сотрудников, работающих по графику 1/3 (сутки через трое), но 2 месяца предлагают отрабатывать в одну смену по 8-ми часовому графику, потому что наши должности уже якобы выведены за штат. Так как наш отдел работает неполную неделю (4 дня), то мы потеряем 1/3 зарплаты , и будем получать меньше МРОТ. Правомерно ли это? | |
09.02.2012 21:41:09 S O S !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! у нас сокращение выдали уведомление о возможном увольнение в связи с сокращением предложили туже должность в том-же отделе вопрос: если я не согласен (оказываюсь) должны ли мне выплатить пособие по сокращению (4зп) зарание благодарен | |
09.02.2012 22:52:46 при отказе Вас уволят по сокращению выходное пособие при сокращении штата в размере среднего месячного заработка сохранение среднего заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. (с зачетом выходного пособия). В отдельных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным сотрудником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения. Но только при условии, что работник обратился в службу занятости в течение двух недель после увольнения и не был им трудоустроен. | |
11.02.2012 17:14:53
| |||
11.02.2012 20:21:50
| |||||
14.02.2012 13:07:35 Здравствуйте. Что делать с работником, который числится в тарификационном списке и получает заработную плату, но подписание трудового договора затянулось по причине не предоставления вовремя документов для трудоустройства. а на данный момент он отказывается его подписывать. | |
17.02.2012 19:59:34 Подскажите, получил уведомление о сокращении, подписал и отказался от предложенных вакансий, два месяца еще работать, а мне отклчают интернет и корпоративный мобильный телефон. Правомерно ли это? При этом вся работа связана с общением и перепиской. Могут ли меня уволить за не соответствие занимаемой должности ранее срока и не выполнение плана продаж? А планы выполняются. Вопрос у меня простой, прав ли работадатель, отключиа меня от дел с юридической стороны? | |
20.02.2012 07:45:55
">Если в Вашем договоре написано, что Ваша работа связана с использованием интернета и корпоративной связи, то работодатель обязан обеспечить Вас и тем, и другим. Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир?» | |||||
22.02.2012 13:28:27 Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, с такой проблемой. Компания-работодатель, в которой в настоящее время работаю, проходит процедуру реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу (т.е. по сути нас поглощает более крупная компания). Компания решила избежать процедуры сокращения штатов (чтобы не связываться с уведомлением трудовой инспекции и не вызвать резонанс на рынке) и части сотрудников предлагается увольнение по соглашению сторон с компенсацией. Размер компенсации обсуждается индивидуально. Наш действующий (и лояльный к нам) руководитель советует, например, "торговаться" о компенсации в размере пяти окладов. А другой части сотрудников и мне, в частности, предлагается остаться работать в новой структуре, с оформлением в виде перевода, но со снижением зарплаты (официального оклада). Меня предложение со снижением зарплаты не устраивает, я планирую от него отказаться и в связи с этим у меня вопрос. Если я отказываюсь от предложения работодателя работать в новой компании из-за снижения зарплаты, могу ли я в этой ситуации однозначно рассчитывать на процедуру сокращения штатов, точнее на увольнение по соглашению сторон с хорошей компенсацией? А за 5 окладов я готова торговаться в силу своей достаточно высокой позиции в компании. Или мне скажут – нет, вот вам меньший оклад, а если не соглашаетесь, то никакого сокращения штатов для вас не будет, увольняйтесь без компенсации? То есть я заинтересована в том, чтобы мне предложили увольнение по соглашению сторон с большой компенсацией. (Считаем, что работодатель в любом случае не согласится сохранить мне прежний оклад.) И второй вопрос: торг о пяти окладах при увольнении с хорошей позиции (скажем, третий уровень руководства в крупной компании) - как по опыту, это реальность? Или не стоит рассчитывать на такие цифры? Буду благодарна за ответ. | |
22.02.2012 14:09:48
При этом в Соглашении о расторжении законом НЕ запрещено прописать ЛЮБУЮ сумму как в абсолютном выражении, так и в виде указания кратности чему либо (пять должностных окладов или пять среднемесячных заработных плат). Так что конечная сумма зависит только - "как договоритесь". (Мой работодатель выплачивал моим РКам при наличии финансовых возможностей и доброй воли от 7 СЗП-"низшим" должностям до 10 СЗП - "начальникам") | |||
22.02.2012 14:16:43
| |||
22.02.2012 14:44:05
По поводу размера компенсации - понятно, что все зависит от доброй воли и финансовых возможностей работодателя. 5 зарплат - это что-то типа формального подсчета максимальных выплат при сокращении и при неустройстве на работу в первые 2 месяца. По поводу СЗП тоже поняла - считаем не только официальный оклад, но и годовой бонус, например. А не подскажете, могут ли в СЗП входить так называемые "стимулирующие выплаты"? У нас это по сути типа прибавки к окладу в виде процентов от заключенных договоров, но называется это не комиссионным вознаграждением, а стимулирующими выплатами. И еще, Ольга, не могли бы Вы подсказать что-нибудь по первой части моего вопроса - имеет ли право работодатель в случае моего отказа от перевода с уменьшением з/п НЕ предложить мне сокращение? | |||||
22.02.2012 14:47:47 Извините, что-то у меня намудрилось с редактированием сообщения. Дублирую: Ольга, спасибо Вам большое за разъяснения! По поводу размера компенсации - понятно, что все зависит от доброй воли и финансовых возможностей работодателя. 5 зарплат - это что-то типа формального подсчета максимальных выплат при сокращении и при неустройстве на работу в первые 2 месяца. По поводу СЗП тоже поняла - считаем не только официальный оклад, но и годовой бонус, например. А не подскажете, могут ли в СЗП входить так называемые "стимулирующие выплаты"? У нас это по сути типа прибавки к окладу в виде процентов от заключенных договоров, но называется это не комиссионным вознаграждением, а стимулирующими выплатами. И еще, Ольга, не могли бы Вы подсказать что-нибудь по первой части моего вопроса - имеет ли право работодатель в случае моего отказа от перевода с уменьшением з/п НЕ предложить мне сокращение? | |
22.02.2012 14:59:19 Ольга, спасибо Вам большое за разъяснения! По поводу размера компенсации - понятно, что все зависит от доброй воли и финансовых возможностей работодателя. 5 зарплат - это что-то типа формального подсчета максимальных выплат при сокращении и при неустройстве на работу в первые 2 месяца. По поводу СЗП тоже поняла - счтаем не только официальный оклад, но и годовой бонус, например. А не подскажете, могут ли в СЗП входить так называемые "стимулирующие выплаты"? У нас это по сути типа прибавки к окладу в виде процентов от заключенных договоров, но называется это не комиссионным вознаграждением, а стимулирующими выплатами. И еще, Ольга, не могли бы Вы подсказать что-нибудь по первой части моего вопроса - имеет ли право работодатель в случае моего отказа от перевода с уменьшением з/п НЕ предложить мне сокращение? | |
22.02.2012 16:07:18
| |||||
Отписаться от сообщений с форума
Мнение администрации форума может не совпадать с мнением участников форума. Администрация форума не несет ответственности за сообщения, размещаемые участниками форума. Вместе с тем, убедительная просьба к участникам - при общении не нарушать действующее законодательство: при цитировании чьих-либо произведений не нарушать права авторов, не распространять недостоверную порочащую кого-либо информацию, не разглашать чьи-либо персональные данные и т.д. Если Вы заметили сообщение, которое, возможно нарушает закон или правила форума, пожалуйста, напишите нам >>
В работе Вам помогут:
| |||||
Ресурсы ИКС |
Журнал "Кадровик-практик" | Книги по кадровому делопроизводству | Журналы регистрации и книги учета |
Бесплатные ресурсы
Пошаговые инструкции
Образцы документов
Статьи и консультации
Разъяснения Роструда, НПА
Подпишитесь на наши рассылки:
- новые публикации,
- новости законодательства
Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству
Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их
Фотообои с производственным календарем на 2024 год
Опросы по сложным вопросам кадровой практики