Тема форума: Положение о дежурстве на дому | Форумы "Кадровое делопроизводство" | Сообщение № 423670
Vasia.pngПриветствуем Вас на форуме кадровиков-профессионалов и новичков в кадровом деле! Наш форум - для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. Будьте вежливы))) Создавая новую тему, пожалуйста, формулируйте ее точно, полно и ясно. 
Не оставляйте в сообщениях активных ссылок на другие ресурсы. 
Участники, которые на форуме активно и грамотно отвечают на вопросы коллег, получают подписку на журнал "Кадровик-практик" в подарок

Положение о дежурстве на дому
 
Коллеги, поделитесь,пожалуйста Положением о дежурстве на дому( слесари, электрики ИТР), медики не нужны. И всё, что есть по этой теме. В интернете очень скудная информация, в основном про медиков.
 
:?:
 
Цитата
sebra пишет: Положением о дежурстве на дому( слесари
[TABLE] [TR][TD]
Трудовой кодекс РФ, нормативный правовой акт, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам. Отсутствует единообразное и четкое правовое регулирование дежурства и на уровне иных нормативных правовых актов, которые к тому же носят ведомственный характер и имеют узкоотраслевую направленность. Единственный действующий на сегодня документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия, - постановление Секретариата ВЦСПС от 02.04.54 № 233 «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях». Однако он не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств весьма отрывочно.
[/TD][/TR] [TR]
[TD]
Как уже было отмечено, современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства. Термин «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.
Первое предполагает выполнение работником его обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования. Так, например, традиционно в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинского персонала, охранников, лиц, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Представляется, что использование в данных случаях термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т. п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, осуществляются в рамках обычного рабочего времени работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.
Второе значение рассматриваемого термина также связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник # Удалено # вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову. Такое дежурство, как правило, именуется«дежурством на дому> и нуждается в установлении специальных правил его осуществления. Цель данного вида дежурства - оперативное выполнение организацией стоящих перед нею задач, обеспечение ее бесперебойной работы, устранение последствий аварий и т. п.
Третий вид дежурства - выполнение в интересах работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Именно в этом значении исследуемое понятие изначально использовалось и именовалось ответственным дежурством. На ответственных дежурных возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют - в ночное время, нерабочие праздничные и выходные дни.
Ответственные дежурные могут также обеспечивать организационную подготовку к началу рабочей смены основной части персонала организации (учреждения) - проверять готовность оборудования, наличие материалов, обеспечивать доступ в производственные или иные помещения и т. п. Подобное дежурство отличается от предыдущего и может быть выделено в качестве его четвертой самостоятельной разновидности.
С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, принимаемый организацией самостоятельно. Представляется, что с этой целью целесообразно принять специальный локальный нормативный акт, посвященный вопросам осуществления дежурств: например, Положение об организации дежурств на предприятии. Порядок осуществления дежурств может включаться в качестве составной части и в Положение об организации рабочего времени и времени отдыха либо в соответствующий раздел Правил внутреннего трудового распорядка или коллективного договора. Дополнением к названному документу должны стать составляемые периодически (на месяц, квартал, год) графики дежурств конкретных работников.
Очевидно, что условия локальных нормативных актов должны соотноситься с задачами, которые ставит перед собой работодатель, вводя дежурства, и не ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурств регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при составлении соответствующего локального нормативного акта.
Так, на сегодня некоторые правила осуществления дежурств установлены законодательством в отношении сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, предприятий связи, педагогических, медицинских работников, работников железнодорожного транспорта, предприятий энергетического, нефтяного, газового комплексов и горнодобывающей промышленности (например: Федеральный закон от 22.08.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; приказ МПС России от 05.03.04 № 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов»; письмо Минобрнауки России № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.04 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»).
Локальный нормативный акт, принимаемый работодателем, должен включать в себя все необходимые элементы, определяющие порядок привлечения работников к дежурствам. Вид и порядок дежурства определяются, в первую очередь, его целями. В случае, когда организацией используются дежурства различных видов - дежурство на дому, ответственное дежурство по предприятию, ответственное дежурство перед началом или после окончания рабочей смены, - для каждого из них должны быть установлены отдельные правила.
Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя: круг субъектов, осуществляющих дежурство; периодичность дежурств; их продолжительность; порядок формирования графиков дежурств и доведения их до сведения работников.
Круг лиц, на которых возлагается обязанность по осуществлению дежурств, зависит от вида дежурства, а также от наличия у некоторых категорий работников особого правового статуса. При решении вопроса о субъектах, подлежащих привлечению к дежурствам, целесообразно использование двух критериев: профессионального и социального.
Так, ответственное дежурство по предприятию в целом может поручаться лишь лицам, обладающим определенными знаниями и опытом в сфере управления, а также имеющим комплексное представление о деятельности организации, т. е. менеджерам высшего и среднего звена.
Дежурство перед началом рабочей смены или после ее окончания предполагает наличие у работника определенных профессиональных навыков, позволяющих ему осуществить надлежащую подготовку к выполнению работ.
[/TD][/TR] [TR]
[TD]
Представляется, что при установлении круга лиц, привлекаемых к дежурствам, должны учитываться и дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников. Так, полностью от ответственных дежурств должны быть освобождены беременные женщины, а также работники, не достигшие 18-летнего возраста. Не может возлагаться обязанность по дежурству такого рода и на работников, в отношении которых установлены специальные правила привлечения к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время: инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, родителей ребенка-инвалида, лиц, осуществляющих уход за заболевшим членом семьи. Несмотря на то, что законодательство не предоставляет специальных гарантий в части регламентации рабочего времени и времени отдыха одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, данную категорию работников, на наш взгляд, также целесообразно освобождать от участия в дежурствах.
[/TD][/TR] [TR]
[TD]
По общему правилу, дежурства могут устанавливаться для одного работника не чаще одного раза в месяц. Однако некоторые специальные нормативные акты предусматривают иную периодичность привлечения к дежурствам.
Например, при стоянках в портах командный состав судов морского флота может привлекаться к дежурствам с периодичностью один раз в три дня.
Даты осуществления дежурства конкретными работниками должны фиксироваться в соответствующих графиках и своевременно доводиться до их сведения под роспись.
Продолжительность дежурства зависит от соответствующих потребностей работодателя.
Например, в отношении работников учреждений образования установлено, что длительность их дежурства не может быть более 20 минут до начала и 20 минут после окончания занятий.
Если речь идет о дежурствах на дому или ответственных дежурствах по предприятию, то их длительность, как правило, равна продолжительности рабочей смены, хотя иногда может быть увеличена и до одних суток.
Несмотря на то, что дежурства преимущественно не связаны с выполнением работником его непосредственных трудовых обязанностей, они осуществляются в интересах работодателя, входят в состав трудовой функции работника, предполагают временные затраты либо ограничения в использовании работником времени отдыха.
К сожалению, в законодательстве отсутствуют единые правила учета рабочего времени при дежурствах на дому.
Например, согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 22.08.95 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; п. 1.8 приказа МПС СССР от 18.09.90 № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» время ожидания работника на дому учитывается как 0,25 часа нормального рабочего времени; в случае вызова на рабочее место время выполнения работы исчисляется по его фактической продолжительности.
[/TD][/TR] [TR]
[TD]
Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление дежурств в качестве составляющей трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Тарифно-квалификационные характеристики большинства профессий и должностей не предусматривают обязанности работника участвовать в осуществлении дежурства. Это вызывает настоятельную потребность во включении данной обязанности в состав трудовой функции работников на уровне должностных инструкций либо трудового договора. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от работника участия в дежурствах, а у работника - обязанность подчиниться данному требованию.
[/TD][/TR] [TR]
[TD]
Дежурство само по себе представляет собой сложный процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, как самого дежурного, так и иных работников организации, ее структурных подразделений, органов управления. С учетом того, что ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации) является одной из составляющих трудовой функции работников различных профессий и квалификаций, необходимо разработать в рамках организации единые универсальные правила осуществления ответственного дежурства. Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения ответственного дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями. Например, в нем может определяться порядок ведения журнала дежурства, последовательность оповещения различных заинтересованных субъектов о возникновении каких-либо обстоятельств, конкретные меры, которые должны приниматься дежурным в тех или иных ситуациях, и т.п.
Поскольку дежурства на дому также предполагают отклонения от обычного порядка осуществления трудового процесса, для них также целесообразно разрабатывать специальные правила.
Участие в дежурствах является дополнительной трудовой обязанностью работника и, как правило, не охватывается его основными трудовыми обязанностями. Кроме того, каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную ее потребностями и особенностями организации труда. В связи с этим обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.
Поскольку дежурства выступают специфической разновидностью рабочего времени, в Положении об организации дежурств порядок компенсации дежурства, включая правила его оплаты, должен оговариваться специальным образом.
Дежурства, включаемые в норму рабочего времени, дополнительной компенсации не подлежат.
В том случае, если дежурства осуществляются сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходной или нерабочий праздничный день, их компенсация должна осуществляться по общим правилам, установленным для этих случаев трудовым законодательством: повышенной оплатой либо - по желанию работника - предоставлением дополнительного времени отдыха (ст. 152 и 153 ТК РФ).
Помимо предложенных выше норм, работодателем при формировании соответствующего локального нормативного акта могут предусматриваться и иные положения об осуществлении дежурств, обусловленные потребностями, а также спецификой деятельности организации.
По аналогии с нормами, устанавливающими правила введения в организации режимов рабочего времени, положения об осуществлении дежурств должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников.
Поскольку привлечение работников к дежурствам затрагивает наиболее существенные из их трудовых прав, то введение, упразднение дежурств, изменение условий их осуществления должны производиться по правилам ст. 73 ТК РФ как изменения существенных условий трудового договора.
[/TD][/TR] [/TABLE]
Читают тему

Отписаться от сообщений с форума

Мнение администрации форума может не совпадать с мнением участников форума. Администрация форума не несет ответственности за сообщения, размещаемые участниками форума. Вместе с тем, убедительная просьба к участникам - при общении   не нарушать действующее законодательство: при цитировании чьих-либо произведений не нарушать права авторов, не распространять недостоверную порочащую кого-либо информацию, не разглашать чьи-либо персональные данные и т.д. Если Вы заметили сообщение, которое, возможно нарушает закон или правила форума, пожалуйста, напишите нам >> 

Пример HTML-страницы






Бесплатные ресурсы

Справочная база

Пошаговые инструкции
Образцы документов
Статьи и консультации
Разъяснения Роструда, НПА

Рассылки

Подпишитесь на наши рассылки:
- новые публикации,
- новости законодательства

Самоучитель

Познавайте кадровый учет сами с нашим самоучителем по кадровому делопроизводству

Кадровый аудит

Кадровый аудит своими силами. Найдите у себя эти ошибки и исправьте их

Фотообои

Фотообои с производственным календарем на 2024 год

Опросы

Опросы по сложным вопросам кадровой практики